Спортивный портал

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Январь 2018
 

Опрос

Ходите ли вы в фитнес клуб?

Интересно

Обучение в детском и юношеском футболе

Возрастная категория 6–8 лет.

Задачи подготовки:

...

Упражнения для развития реакции в настольном теннисе

Не надо быть классным специалистом, чтобы оценить важность быстроты реакции в настольном теннисе. Реакция – ответное действие игрока на действия соперника, она включает две составляющих: психическую и физическую. Психический компонент – это внимание, собирающее информацию о действиях противника и поставляющее ее мозгу, и мышление, обрабатывающее данные внимания и передающее принятые решения в виде команд на исполнение ответных действий двигательным системам. Физическая часть реакции, получив команды мозга, обеспечивает передвижения игрока и удар по мячу.

Таким образом, время реакции исчисляется промежутком между ударами по мячу первым и вторым игроком и включает расход времени на все названные составляющие реакции – внимание, мышление, передвижение и удар, а также на прохождение сигналов по нервным волокнам к мозгу и от него. Развитие реакции подразумевает ускорение всех четырех составляющих процессов.

Труднее поддаются тренировке внимание и мышление. Однако постоянная работа над повышением концентрации внимания, приобретение игрового опыта позволяет и здесь выявить дополнительные резервы. Очень важно оптимальное состояние нервной системы, так как стресс, усталость, перевозбуждение или недовозбуждение замедляют время психических процессов и передачи сигналов. Здесь прослеживается прямая связь с необходимостью повышения стрессоустойчивости и выносливости теннисистов.

Стоит выделить несколько общих рекомендаций по развитию реакции на начальном этапе обучения:

  1. В ситуации, когда скорость полета мяча превосходит возможности реакции, получение как можно более полной и как можно более ранней информации о действиях противника требует предельной концентрации внимания во время розыгрыша очка. В такие моменты происходит перенапряжение нервной системы, от которого снижается уровень внимания и оперативного мышления. Поэтому с детских лет у игрока должна выработаться обязательная привычка расслабляться между розыгрышами очков и партий с помощью специальных упражнений – легких подскоков, потряхивания рук и ног, закрытия глаз на 5–10 с и др.
  2. Имея представление о быстроте реакции, тренер должен понять, что трата времени на бездумное однообразное неторопливое выполнение ударов по заданным направлениям, занимающее подчас до половины и больше тренировочного времени, попросту бесполезна (за исключением, разве что периода начального обучения техническому навыку). Здесь следует применять задания на индивидуальное развитие реакции в целом и отдельных ее частей, какие встречаются в соревновательной практике, например реакция на неожиданное изменение направления удара.
  3. Начинающие игроки могут упражняться у тренировочной стенки, постоянно меняя направление и скорость ударов, стараясь каждый раз принять их на ракетку. Затем можно перейти к стенке с неровной поверхностью, увеличив непредсказуемость отскока.

Хорошим подспорьем для тренировки быстроты реакции может быть роботтренажер, способный выстреливать мячи с частотой, не намного превышающей игровую, и менять при этом другие параметры полета мяча (направление, длину). Огромные возможности для улучшения реакции появляются при использовании методики тренировки с БКМ. Такие упражнения могут нести деструктивное воздействие на игровую технику. Поэтому после них необходимо применять упражнения, корректирующие технику игры. Стоит всегда помнить, что даже незначительное улучшение реакции поднимает уровень игры теннисиста на целую ступень.

Рейтинг: 
Голосов пока нет