Спортивный портал

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Декабрь 2017
 

Опрос

Ходите ли вы в фитнес клуб?

Интересно

Содержание спортивной подготовки футболиста в возрасте 9–10 лет

Юный футболист в возрасте 9-10 лет должен продолжать совершенствование усвоенных навыко...

Настольный теннис: техника ударов

Один из основных принципов тренировочного процесса – от простого к сложному. В работе над техникой ударов это означает следующее:

– переход от разучивания простых элементов к сложным;

– переход от плоских ударов к ударам с вращениями;

– переход от ударов по одному направлению к игре по разным направлениям (диагональ – прямая, коротко – длинно);

– переход от медленной игры к более быстрой;

– переход от однотипных ударов к сочетанию разных ударов;

– переход от игры по заданиям к свободной игре.

Среди специалистов настольного тенниса порой возникают разногласия по поводу последовательности применения этих принципов при работе с начинающими спортсменами. Во-первых, с чего начинать обучение: с подрезки или с накатов? А во-вторых, обучение атакующим ударам следует начинать с ударов без вращения или с вращением? На второй вопрос ответить проще – традиции как европейской, так и азиатской школы предписывают начинать с обучения плоским ударам. Что касается первой проблемы, то она во многом зависит от возможностей игрока.

Реально начинать обучение технике ударов с накатов, когда есть возможность поставить новичков с умеющими играть партнерами. Но если новички играют между собой накатом, то дело их почти безнадежное: хождение за мячом после постоянных ошибок отбивает охоту заниматься. Играя между собой, им будет проще начать обучение простейшей подрезке, сначала слева-налево, потом справа-направо. Научившись уже держать мяч на столе, можно перейти к овладению накатами. По сути дела, именно с помощью базовых элементов техники – подрезки и накатов – учатся всем остальным премудростям игры: умению правильно подходить к мячу перед ударом, умению играть по направлениям, т. е. азам тактики. На этом же этапе изучают простейшие подачи с незначительными вариациями вращений.

Важно рассмотреть один существенный вопрос, возникающий на данном этапе: насколько и в какой степени позволительно проявлять индивидуальные особенности при освоении техники игры? Другими словами, что считать технической ошибкой, а что отнести к индивидуальным особенностям? Необходимо понимать, что основные базовые элементы техники – общие и в принципиальных моментах одинаковые для всех. И хотя некоторые незначительные особенности исполнения ударов, связанные с антропометрическими отличиями или координационными способностями новичков, возможны уже на начальном этапе обучения, они не должны слишком бросаться в глаза и резко выделяться из общего ряда. Вообще говоря, индивидуальные особенности могут проявляться в фазах замаха и завершения удара, влияние индивидуальных нюансов на сам удар должно быть близко к нулю.

У тренеров существуют два подхода к обучению игре в настольный теннис. В одном случае тренер предлагает выполнить конкретный удар в целом по предложенному предварительно образцу, а уже в процессе выполнения и закрепления движения вносит в него определенные поправки. В другом случае тренер предлагает выполнить ряд предварительных подготовительных упражнений, способствующих приобретению правильного двигательного навыка, после чего приступает к изучению удара в целом. Разумно в процессе работы творчески использовать обе методики, причем для разных ребят каждая из них может быть эффективной в большей или меньшей степени.

Важнейшая задача начального этапа подготовки – освоение базовой техники игры наряду с физической и тактической подготовкой, т. е. игрок по завершении данного этапа подготовки должен освоить все основные технические элементы игры и уметь ими пользоваться с учетом тактической целесообразности. На соревнованиях, в условиях стресса, довольно часто техника спортсмена, недостаточно закрепленная, разваливается. Спортсмену приходится возвращаться к задачам начального этапа. В последнее время эта проблема в российской тренерской практике одна из основных.

Лишь после полного завершения курса базовой подготовки может и должен возникнуть вопрос о формировании индивидуального стиля игры. Рисунок игры складывается из того, насколько результативно теннисисту удается применять в игре на счет те или иные ее элементы. Кому-то большинство очков удается набирать с помощью сильных ударов справа, кто-то надежнее играет подставками на столе, для кого-то палочкой выручалочкой становится игра с помощью вращений. Вокруг подобных "коронных приемов" и формируется (довольно стихийно) стиль игры.

Впрочем, такой подход несколько упрощен. Тренер должен очень внимательно проанализировать возможности своего воспитанника, причем при создании концепции игрового стиля конкретного игрока учитывать не только его технические возможности на данный момент, но и перспективы физических и технических способностей, психологические задатки, тактические возможности. Здесь важно, насколько создаваемая концепция будет соответствовать направлению развития настольного тенниса. В любом случае процесс форсировать не следует, т. е. начинать формирование индивидуального стиля до того, как все задачи начального этапа будут полностью выполнены.

Рейтинг: 
Голосов пока нет